Прижизненный портрет царя Ивана IV, вытисненный на переплете первопечатного Апостола 1564 года, был найден с помощью мультиспектральной съемки.
Изображение считается «угасшим»: вытисненное на кожаном переплете, оно со временем разгладилось и уже не видно невооружённым глазом.
Чтобы визуализировать портрет, были использованы специальные методы съемки в различных диапазонах спектра и оригинальные алгоритмы обработки изображений.
«Проявленный» таким образом портрет станет предметом изучения для историков.
Восстановленный вариант портрета
Единственный подлинный прижизненный портрет Ивана Грозного — одной из самых ярких фигур в истории России — был выполнен в технике гравюры на меди и оттиснут на верхней крышке подносного экземпляра первопечатного Апостола Ивана Федорова вместе с двуглавым византийским орлом — новым гербом русских государей.
Со временем тисненый рельеф практически исчез: в XIX веке он стал едва виден, а его контур был скопирован в общих чертах.
Чтобы восстановить изображения, использовался так называемый метод мультиспектральной съёмки. Он подразумевает получение массива цифровых изображений в различных диапазонах длин волн, от ультрафиолетового до инфракрасного (с «шагом» в 40 нанометров), и под разными углами освещения.
Полученный набор кадров обрабатывается затем с помощью специальных алгоритмов, разработанных сотрудниками Института космических исследований РАН и их коллег из других организаций.
Портрет Грозного (с более затемненным фоном)
В случае с восстановлением портрета Ивана Грозного речь шла о том, чтобы увидеть микротопографию поверхности переплета: мельчайшие неровности, трещины и углубления. Для этого наиболее эффективно использовать инфракрасный диапазон — в данном случае поверхности снимали в отраженном свете с длиной волны 730 нанометров (этот диапазон уже относится к инфракрасному, но ещё воспринимается глазом).
«Поверхность переплета освещалась боковым светом, а высота и азимут положения источника света подбирались экспериментально, чтобы получить максимально контрастный рельеф», — рассказывает Александр Андреев, главный специалист Института космических исследований РАН.
В результате обработки полученных снимков на изображениях «проступили» очертания лица. Считается, что это единственный достоверный прижизненный портрет царя Ивана IV.
Ученым еще предстоит установить автора этого портрета. Старший научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Уханова предполагает, что им мог быть сын живописца Дионисия Феодосий, который освоил в середине XVI века западную технику гравюры на меди.
Благодаря совместной работе сотрудников Государственного исторического музея и Института космических исследований РАН было сделано еще одно открытие: древнего глаголического палимпсеста кирилло-мефодиевской эпохи из музейного собрания. «Это рукописные памятники на пергаменте. Он был очень дорогим и ценился, поэтому была практика стирания старых надписей и нанесения новых. Благодаря исследованиям, под кириллическим шрифтом обнаружилась глаголица, таких сохранившихся памятников крайне мало и это на самом деле открытие», — рассказала Чистякова.