Вот сообщение, которое наделало немало шума в научных сферах. Эксперты выяснили, какое имя носил основной символ Казахстана – Золотой человек. Согласно версии историков, известного сакского воителя, которого археологи нашли 45 лет назад, возможно, называли Сынглы.
В северном пригороде города Есик, в шестидесяти километрах с города Алматы, находится колоссальный курганный ансамбль – сорок пять земляных пирамид, вытянувшихся на протяжении трёх километров – «Иссыкские курганы». Средь их располагается холм «Иссык», представляющийся один с наикрупнейших раскопанных памятников скифо-сакского периода.
Его поперечник составляет шестьдесят, а высота – шесть метров. Он был изучен в 1969-1970 годах. Первооткрывателем гробницы был тогда признан научный руководитель экспедиции Кемаль Акишев. Курган Иссык дал научным работникам Казахстана уникальный шанс исследовать самобытную историю наших праотцов – саков, проживавших в IV-V вв. до нашей эры.
Под насыпью находились 2 похоронные камеры: основная и боковая. Основная камера целиком деформировалась в следствии многократных ограблений, а боковая ячейка, что была в пятнадцати метрах к югу от основной, осталась в сохранности. Вероятно, древние саки намеренно таким образом спроектировали расположение захоронения, опасаясь осквернения и разграбления.
Погребальная камера кропотливо вырублена из столетних стволов тянь-шанской ели. Массивные бревна тянь-шанской ели пробыли под курганной насыпью больше двух с половиной тыс. лет, но отлично сохранились, видны даже выдолбленные ручки, за которые волокли лес по скатам соседских гор.
В южной и западной частях боковой камеры, находилась посуда из дерева, глины, бронзы и серебра. В северной части, в дощатом полу, находились останки погребенного человека, лежащего головой на закат.
Археологи разрешили фатальную оплошность, не пригласив антрополога для анализа костей немедленно после их изъятия. Останки, уложенные в отдельную коробку, стали стремительно разрушаться. Сегодня нереально осуществить генетическую экспертизу, поскольку как утрачены сами останки.
Установить пол погребённого также невозможно, и поэтому по нынешний день никак не замолкают дискуссии о том, кем же был «Золотой человек» — представителем сильного пола, либо дамой. Управляющий раскопок Кемаль Акишев, изучив лобные кости и челюсти, заявляет, то что в гробнице погребен парень 18 — 20 лет. Однако шёлковая сумочка-косметичка, содержащая бронзовое зеркало и красную охру, ставит под определённое сомнение версию о том, что это был юноша. Меч и кинжал, найденные рядом с погребённым, встречаются в могилах сакских и сарматских женщин, которые подобно амазонкам, воевали, ездили верхом и стреляли из лука.
На скелете и под ним были выявлены множественные украшения одежды, головного убора и обуви, изготовленные из золота. Около тела любовно разложены предметы вооружения и различная посуда, каковые могли понадобиться бойцу в его будущем бытии. Около покойника у локтя левой руки уложена стрела с золотым наконечником, тут же, выше локтя — нагайка, рукоять каковой спирально обвита широкой золотой лентой, ещё выше — матерчатая (шелковая) сумочка, в которой нашли бронзовое зеркальце и красную краску. На полу камеры – сосуды с заупокойной едой и церемониальные чаши. К последним, очевидно, принадлежит и бронзовая с позолотой миска, установленная отдельно. В ней лежали несколько золотых скульптурных пластинок, сделанных в виде клюва и когтей хищной птицы. На одной из серебряных чаш, стоящих около тела золотого воителя, археологи нашли нацарапанные знаки — остатки письменности. Кропотливое их изучение обнаружило, что подпись на чаше, состоявшая из 2-ух строчек, включает в себя двадцать пять либо двадцать шесть знаков, из числа каковых посчастливилось различить шестнадцать либо семнадцать различных, что указывает на алфавитный характер надписи.
Именно эту надпись и расшифровал азербайджанский исследователь Заур Гасанов. Оказалось, что все это время имя Золотого человека было написано на серебряной чаше, которую обнаружили рядом с ним. Но расшифровать руническое письмо смогли только сейчас. Впрочем, ученый предполагает, что Сынглы может еще означать и сословный титул. Он созвучен со словом «чинг-лу» — названием клинка, который носили императоры гуннов. Все версии ученого еще предстоит проверить.
По обнаруженным находкам было восстановлено торжественное одеяние, головной убор, обувь и месторасположение украшений. Золотое одеяние считается парадной одеждой лица, стоящего на верхней ступени иерархической лестницы.
Имелось 3 категории саков (скифов): хаомаварга (те, кто готовит священный напиток «хаома»), тиграхауда (они носили островерхий головной убор), парадарайя (заморские саки). Судя по останкам воителя, это сак-тиграхауда, так как у него на голове высокая коническая шапка длиной семьдесят сантиметров, увенчанная золотыми пластинами и бляхами с рисунком лошадей, барсов ,горных козлов, парящих птиц, развесистых деревьев. На шее бойца присутствует золотая гривна с наконечниками в форме тигриных голов, что говорит о знатности сака и его воинских добродетелях. На уровне мочки левого уха найдена золотая серьга, украшенная зернью и подвесками из бирюзы. Воин облачен в матерчатую рубаху, обшитую по груди и рукавам затейливым рисунком из золотых бляшек имевшими твердую опору из филигранных медных (бронзовых) пластинок и пронизок различной формы. В размещении бляшек наблюдается некая концепция: они проходят горизонтальной чертой, собирая цепочку бляшек вершинами кверху, соприкасающихся друг с другом нижними концами, а последующий нижний ряд бляшек касается предшествующего (верхнего) вершинами в районе соединения их концов. В этом порядке расположены бляшки по всей поверхности кафтана. Воротник, борта кафтана и низ полы, линия предплечья и низ рукавов орнаментированы бляхами четырехугольной формы с рисунками морды хищника кошачьей породы. Поверху сорочки накинут небольшой кожаный кафтан красного оттенка, по всей поверхности отделанный золотыми бляхами – накладками, также сделанными в «зверином стиле». С правой стороны на ремне подвешен длинный клинок в красных ножнах, по левую сторону – стальной кинжал в ножнах, обложенных золотыми пластинами-накладками с рисунком сохатого и коня. Штаны сака по швам обшиты небольшими золотыми бляшками и заправлены в сапоги с высокими голенищами, красиво оформленными подобными же золотыми бляшками, которыми обшит кафтан.
В наши время Золотой человек (золотой воин) считается одним из наиболее известных символов Казахстана. «Золотой человек» на крылатом барсе сделался одним из государственных символов Казахстана. Копии сакского воителя поставлены во множестве городов Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади города Алматы. На штандарте президента Казахстана тоже показана фигура молодого предводителя эпохи саков на крылатом барсе.
В районе находки ныне размещается музей под открытым небом «Сакские курганы». Богатства кургана «Иссык», в включая точную реплику «Золотого человека», экспонируются в Казахском музее археологии, пребывавшем сперва в Алмате, а ныне в Астане. Раскопки древнейших могильников отнюдь не завершены и по нынешний день, следовательно имеется неплохая вероятность понаблюдать за ними либо даже принять в них участие.