Палеоастрономия

По мере своего развития, цивилизация людей все больше нуждалась в методах ориентации в пространстве и во времени. Эпоха собирательства диктовала жесткие условия выживания, зависящие от возможности и способности человека-охотника, ориентируясь в пространстве или незнакомой местности, вовремя вернутся в свое жилище. Начало эпохи аграрной цивилизации, поставило перед людьми сложные задачи отслеживания времени посевов и сбора урожая, пополнение запасов, используя периоды миграции рыбы, животных или перелетов птиц. Выживание общины и отдельных людей, всегда зависело от знаний о природе и ее циклических процессах, по которым можно было ориентироваться в пространстве и во времени.

Улоф Рудбек
Улоф Рудбек

Где появился первый календарь похоже не знает никто… Долгое время, все были единодушны в том, что календарь создан где-то далеко на Востоке. Однако в XIX веке начали раздаваться трезвые голоса по поводу того, что в Северном полушарии (в северных странах) очень удобно считать и познавать время, поскольку «нигде так долго не представляется открытым звездное небо и нигде так резко не разграничивается год, как на севере… там само Солнце, по которому главным образом и считалось время во всех странах, надолго скрывается и появляется снова и постоянным ежегодным сокрытием в один и тот же день резко определяет окончание года и его начало. Следовательно, северным народам досталось легко то, что долгим опытом было достигнуто у южных народов, т. е. продолжительность года». Это утверждение принадлежит Олафу Рудбеку, проводившему в XIX веке исследования скандинавских календарных систем и обнаружившему упоминание об употреблении резных дохристианских деревянных календарей еще у Олава Великого. Это показалось Рудбеку естественным, поскольку скандинавы – великолепные мореплаватели и должны были уметь ориентироваться по небесным светилам.

Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди
Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди

В том же X веке арабский историк и путешественник Аль-Масуди в книге «Золотые луга», описывая древнейшие языческие храмы славян, говорил о специальных надстройках в них, сделанных для наблюдения за точками восхождения Солнца. Храмы эти принадлежали, скорее всего, восточным или северо-западным славянам, с которыми широко торговали арабы. Но на эти факты просто закрывали глаза, и современники отказывались всерьез принимать Рудбека, намекая на его богатую фантазию и слишком большой северный патриотизм. Возражая ему, они настаивали на том, что в южных странах небо видно с меньшими изменениями, чем на севере, и легче наблюдать расположение звезд и их движение. Поэтому именно там создавались практические знания для счисления времени, разрабатывалась теория, то есть собственно астрономия.

Пусть так, но вне зависимости от того, где что легче выяснить, остается еще проблема распространения выработанного знания. Взаимопроникновение знаний происходило по водным и караванным торговым путям, при завоеваниях и обмене посольствами. Но это процесс затяжной, на пути которого лежали не только обширные пространства, но и огромные «камни» в виде различных представлений о мире, разных религиозных взглядов, различия в языке и т. л. Кроме того, надо же существовать, пока знание еще «не доставили». Никто, конечно, не мог ждать, и для своих каждодневных нужд человек составлял собственный набор представлений.

В Сибири при раскопках Ачинского поселения, существовавшего примерно 18000 лет тому назад, была обнаружена скульптура из бивня мамонта, для которой оказались характерными: точная модульность размеров и подразделений на отделы по так называемому золотому сечению, определенное расположение лунок орнамента, позволяющее предположить, что в них заключена комплексная лунно-солнечная календарная система. Оценивая эту находку и другие, ей подобные, археолог В. Е. Ларичев предложил термин «палеоастрономия», понимая под ним изучение астрономических записей палеолитического человека.

Добавить комментарий